Сервотроник. Что за зверь и чем его едят?

Servotronic

Сервотроник — это система, которая регулирует усилие на руле в зависимости от скорости движения.  Благодаря системе на малых скоростях руль крутится очень легко,а при увеличении скорости становится «жестче».  Это обеспечивает дополнительный комфорт и безопасность автомобиле на дороге — при маневрировании на парковке Вам не требуется дополнительных усилий, зато когда Вы будете ехать по  трассе на большой скорости руль станет «спортивным» и отзывчивым.

Система Servotronic включает входные датчики, электронный блок управления и исполнительное устройство.

Система бывает двух разных модификаций — с электрогидравлическим усилителем и с гидроусилителемв которых используются следующие исполнительные устройства: электродвигатель насоса, электромагнитный клапан в гидросистеме. В первом случае изменение производительности гидроусилителя осуществляется за счет изменения скорости вращения электродвигателя. Во-втором, за счет изменения проходного сечения гидросистемы (открытие-закрытие клапана).  

Входными датчиками системы являются датчик усилителя руля (датчик угла поворота рулевого колеса – на автомобилях, оборудованных ESP), датчик спидометра. Помимо датчиков, система использует информацию о частоте вращения коленчатого вала двигателя, поступающую от системы управления двигателем.

Все датчики собирают информацию и подают её на электронный блок управления, который  обрабатывает информацию и в соответствии с установленной программой воздействует на исполнительное устройство: подает команду либо на электромагнитный клапан (если автомобиль с ГУР), либо на двигатель электрогидравлического насоса. 

Если нам надо «сделать руль мягче» , то в системе с ГУР электромагнитный клапан закрывается, тем самым вся жидкость нагнетаемая насосом идёт в рулевую рейку. В системе с ЭГУР увеличиваются обороты электромотора и насос качает больше жидкости. С ростом скорости автомобиля в первом варианте — клапан открывается, стравливая часть жидкости в «обратку»; во втором варианте — обороты электромотора уменьшаются, как следствие  объем выходной жидкости также уменьшается. Ремонт рулевой рейки с сервоклапаном имеет ряд особенностей подробнее.

Оба варианта систем  работают эффективно и надежно. Но гидравлический насос забирает силы у двигателя, а значит, тот съедает лишнее топливо, вредит экологии. Особенно нежелателен такой «нахлебник» маломощным моторам. Благодаря электрогидравлическим усилителям автомобиль экономит около 0,2 л/100 км.  Мы успешно занимаемся реставраций электрогидравлических усилителей руля подробнее

Не смотря на эти плюсы — гидросистема имеет ряд недостатков, поэтому большинство современных автомобилей уже оборудованы рулевым управлением с электроусилителем.

Рассказывает Алексей Лагода
Основатель «Автодоктора»